Праздники, которые всегда с нами.
Home
 

Известные фольклорные ансамбли мира часть 1

Фольклорный ансамбль казаков «Русская Воля»

Фольклорный ансамбль казаков «Русская Воля»

Фольклорный ансамбль казаков «Русская Воля»

Московский казачий ансамбль с наименованием «Русская Воля» является хоровым коллективом очень талантливых музыкантов и певцов, в состав которого входят лауреаты международных и всероссийских фестивалей и конкурсов. В репертуар ансамбля входят полюбившиеся всем донские, терские, сибирские, кубанские песни казаков, а также всем известные украинские и русские народные песни самых разных жанров (лирические, походные, шуточные, плясовые и другие), в их числе частушки и былины. Благодаря выступлениям коллектива широкая публика имеет возможность насладиться самыми настоящими казачьими песнями и плясками, а также принять участие в традиционных забавах и играх, увидеть на собственные глаза старый свадебный обряд выкупа невесты, ознакомиться с разными элементами рукопашного боя, а еще увидеть виртуозную работу и трюки с настоящей (боевой) казачьей шашкой. Казачий ансамбль из Москвы «Русская Воля» очень сильно отличается от большинства других ансамблей. Главное достоинство его заключается в том, что весь коллектив очень старается сохранить и передать это архаичное хоровое звучание песен народа, однако в тоже время они стараются его адаптировать для современных слушателей с помощью смешивания с нынешним ритмом и аранжировки. Кроме этого, настоящее звучание песен достигается еще с помощью широкого применения большого количества старинных народных инструментов, на которых артисты мастерски играют. Артисты играют на гармони, балалайке, гитаре, гуслях, лире, окарине, рожке, бубне, барабанах и других инструментах.

Фольклорный казачий ансамбль «Русская Воля» является коллективом из творческих людей, которые выступают носителями российской культуры и традиций. Их цель — возродить и укрепить национальные культурные ценности, в основном песенные традиции казачьего фольклора. Ансамбль «Русская Воля» постоянно участвует в городских праздниках, народных гуляниях, днях города, частных мероприятиях и других праздниках.

Одна из самых важных задач нынешнего русского общества заключается в сохранении и развитии национальной культуры, корней народа, эта задача требует очень бережного отношения к памятникам культуры и истории, к народному художественному творчеству. Возрождение фольклорных обрядов, праздников, народных обычаев и декоративно-прикладного, а также изобразительного искусства является актуальной проблемой нынешнего поколения. Наиболее полно и значимо основу народной жизни представляют сам фольклор, а также его методы, жанры и средства, они создают яркую картину народного быта, его духовности и нравственности, раскрывают народную душу, его настоящие особенности и особенности.

Вы можете представить себе праздник без танцев, разных игр, музыки и песен? Наверное, вам очень трудно, особенно, если вы русский человек. Не зря в народе ходит выражение — «отпраздновать с Русским размахом!». А ведь, правда, на Руси во все времена устраивали гуляния, празднования и пиры с очень большим размахом. Вот, например, взять праздник, который уже всем давно очень полюбился — «масленица», вернее «широкая масленица». И на сегодняшний день, следуя всем обычаям и традициям предков, мы пытаемся сделать этот праздник веселым, запоминающимся и очень ярким. Приглашаем на торжество народные коллективы, чтобы исполнили песни, танцы, хороводы, игры и забавы в традиционном стиле. А попробуйте устроить свадьбу в казачьем стиле. За последние годы большую популярность набрал выкуп невесты по всем старинным обычаям. Как раз для такого выкупа очень часто приглашают русский народный казачий фольклорный ансамбль «Русская Воля». На самом деле это даже не обряд, а самое настоящее театрализованное и интерактивное действо, которое включает в себя песни, танцы, шутки и игры, в которых задействуются большое количество друзей и гостей. Коллектив «Русская воля» может провести весь праздник, как единственную нить развлекательного рассказа, при участии ведущего или же тамады. При всем этом действия вполне могут развиваться и на сцене, и в зале, среди застеленных столиков, в котором участвуют приглашенные гости. Праздник также можно провести под открытым небом: в таком случае в роли праздничных декораций будут выступать берег реки, загородный дом, лес или улица. Фольклорный ансамбль «Русская Воля» может провести праздник так хорошо, как не сможет никто другой.

Ансамбль в своем репертуаре использует народные песни и пляски, это все делает праздник воистину незабываемым. С помощью шуток и прибауток, торжество будет играть радужными красками, которые всем будут поднимать настроение, а веселая, пропитанная национальными мотивами, музыка будет заставлять ноги бросаться в пляс. Фольклорный ансамбль «Русская Воля» проводит праздники с весельем и задором, он с лихвой предоставляет весь свой арсенал из народных гуляний и занимательных развлечений. Этот коллектив займет гостей, проведет праздник, пополнит сердца приглашенных приятными впечатлениями, оставит очень яркий отпечаток в их памяти. Если даже на мероприятии присутствует большое количество гостей, то коллектив предоставит каждому приглашенному гостю возможность поучаствовать в прекрасном интерактивном действе фольклорного характера. Каждое выступление фольклорного ансамбля имеет разную продолжительность, все зависит от пожеланий заказчика. Коллектив может, например, встретить своих гостей по настоящему русскому народному обычаю, традиционно преподнося чарку с хлебом и солью. В основном у них эта процедура занимает немного времени: примерно двадцать минут. Также они могут за несколько часов провести корпоративный вечер с сотрудниками компании или свадебный вечер. А если это городской праздник с традиционными гуляниями, то его вообще можно провести на протяжении нескольких дней. «Русская Воля» наполняет жизнь людей настоящей старинной музыкой, она возрождает и традиции культуру Руси.

Фольклорный ансамбль «Ладанка»

Фольклорный ансамбль «Ладанка»

Фольклорный ансамбль «Ладанка»

Фольклорный ансамбль «Ладанка» начал действовать в 1991-м году при Московском Театре «Группа Граждан», тогда его директором являлся Любимов А.Г., а художественным руководителем тогда, как раз, назначили Сизову Наталью Владимировну. После того как театр «Группа Граждан» расформировали, ансамбль оказывается в Московском Центре Сценического Искусства «АпАРТе». А после того, как этот Центр в 1995-м году ликвидировали, фольклорно-этнический ансамбль «Ладанка» начинает вести самостоятельную творческую карьеру. В фольклорном ансамбле «Ладанка» участвуют профессиональные артисты, которые окончили средние и высшие музыкальные заведения города Москвы (академия имени Гнесиных, МГУК — Университет Культуры, среднее музыкальное училище имени Гнесиных и училище Культуры, а также актеры (ГИТИС)).

Творческий ансамбль черпает свой творческий материал в разных экспедициях, в которые все участники коллектива выезжают один-два раза в году. Коллектив обладает большим видео, фото и аудио архивом, в котором собраны самые ценные материалы русского народного фольклорного творчества. Они имеют большой архив информации об русских народных песнях, народных танцах, инструментальном и устном обрядовом творчестве (рассказах, воспоминаниях обрядов, условиях быта русского народа) во всех областях России. Коллектив собрал коллекцию старинных костюмов, некоторые костюмы имеют возраст старше ста лет. Очень активно начал свою творческую деятельность ансамбль. Еще в 1991-м году они показали премьеры двух программ-спектаклей: «Звонили звоны» и «Уродилась Дуня хороша», эти спектакли были показаны в ЦДСА и ЦДРИ. Уже в 1993-м году коллектив закончил и поставил на сцене Московского Драматического театра имени Александра Сергеевича Пушкина большую творческую работу: Народная опера в трех картинах «Бабье Поле» (пятнадцатого, восемнадцатого, двадцать первого июня 1993-го года). Начиная с 1992-го года «Ладанка» является частым гостем телевидения, например, программа «ЛАД», в которой проходили разные программы ансамбля «Ладанка», в основном по народному календарю: «Старый Новый Год», «Святки» и «Рождество Христово», а также «Пасха» и другие, начиная с 1993-го года. Народный фольклорный ансамбль «Ладанка» был представителем города Москвы на международном фестивале фольклора Сибири в городе Омске, этот коллектив получил Диплом Фестиваля. У фольклорного ансамбля «Ладанка» присутствует пару программ, в которых они показывают региональные танцы, региональные особенности пения, это очень хорошее, наглядное и практическое руководство для коллективов, которые только начинают пробовать себя в этой области творчества.

Удостоился коллектив еще и внимания газет «Вечерний клуб», выпуска от первого июня 1993-о года, «Спасение» (статья «что хранит Ладанка»), журнала «Народное творчество», выпуск от первого января 1994-о года. В 1995-м году фольклорный ансамбль «Ладанка» получил диплом, а также стал Лауреатом Всероссийского Фестиваля Народного Творчества с именованием «Салют Победы». А в 1996-м году ансамбль принял участие в фольклорном и этническом фестивале, который проходил в городе Петербурге. Они показали много концертных фольклорных программ для детей, а еще они выступили в академии Культуры в Петербурге, выступление давали для преподавателей и студентов музыкального факультета. Потом еще дали пару концертов пригороде Петербурга, в частности в городе Сосновый Бор. 1996-го года в мае фольклорный ансамбль представлял Россию на празднике славянской письменности и культуры в Молдове.

Семейный фольклорный ансамбль «Радоница»

Семейный фольклорный ансамбль «Радоница»

Семейный фольклорный ансамбль «Радоница»

Впервые о семейном фольклорном театре «Радоница» услышали в Новосибирске в 1990-м году (в феврале-апреле), он стал самым первым семейным фольклорным ансамблем во всем Российском Союзе среди любительских фольклорных ансамблей. До 1994-го года в коллективе участвовало двенадцать семей. В нем брали участие родители и дети (в возрасте от десяти месяцев до двенадцати лет). Все участники вместе ездили в этнографические экспедиции по селам и деревням российских областей. В частности они побывали в Кемеровской, Сургутской, Новосибирской, Тюменской, Пермской, Волгоградской, Псковской, Вологодской, Гомельской области, однако это еще не полный список, также они побывали в Алтайском крае. В селах и деревнях Новосибирской области они организовывали и проводили разные календарные праздники, в соответствии с обрядами и обычаями дедов и прадедов, активно участвовали во всех всероссийских фестивалях фольклора.

Побывали в Екатеринбурге, Калуге, Вологде, Барнауле, Москве, Челябинске, Краснодаре, Владивостоке, Перми, Нижнем Тагиле, Санкт-Петербурге, Красноярске, Вильнюсе и Усть-Каменогорске. Уже с самых первых месяцев своего творческого развития семейный ансамбль обладал доброй поддержкой фольклорных лидеров Новосибирска, среди них: кандидат филологических наук профессор НГПУ М.Н. Мельников, кандидат искусств, профессор НГК (академии) имени М. И. Глинки Н.В. Леонова и вице-президент РФС (Российского Фольклорного Союза) В. В. Аксанов. Фольклорный ансамбль «Радуница» — родоначальница возрождения настоящих русских народных календарных сибирских праздников в 1990 годы. Очень удачными вышли первые деревенские Масленицы, они были этнографически достоверными из всего круглогодичного цикла «праздничного календаря Сибири» (в 1990 году поселок Мирный Тогучинского района и в 1991-м году село Балман, которое находится в Куйбышевском районе НСО). Все у них было исторически и обрядово правильно построено: все выстроено как реконструкция масленичного гуляния, которое характерно для сел Томской губернии в Сибири, они строго соблюдали ритуал каждого масленичного дня, строили горки, устраивали кулачный бой стенка на стенку, брали снежный городок. Еще они катались на «тройках» и скакали на конях, устраивали «потешный спектакль» Масленицы с Баней и Воеводой на снегу, также устраивали обливаний холодной водой. Именно эта «модель-программа» празднования Масленицы стала сегодня основной в сценарии большинства фольклорных коллективов Сибири. В 1994-ом году в семейный фольклорный ансамбль пришло еще несколько молодых участников — студенты НМК имени А.Ф. Мурова. Благодаря музыкантам-исполнителям — пианистам, скрипачам, эстрадникам и духовикам — в творческой деятельности «Радоницы» появился юношеский энтузиазм, музыкантская заинтересованность в качестве исполнения всего этнографического материала, профессиональное, очень глубокое и серьезное отношение к песне, инструментальным жанрам и хореографии.

Фольклорный ансамбль «Радоница» уникален тем, что на протяжении двадцати лет он продолжает, а самое главное, развивает собственную традицию рода Кутафиных-Бородиных (песни села Локти, что находится в Мошковском районе НСО и свадебная обрядность). Они изучают и другие сибирские подлинные традиции, например, они, изучают песни семей Забайкалья и кадрили (разновидность танца) кержаков (этнографическая группа старообрядцев) Новосибирской области. За двадцатилетний период в ансамбле сплясались, спелись и обвенчались тринадцать свадебных пар. У двух семей родилось по пятеро детишек, которые воспитываются родителями согласно всем «народным и духовным традициям русских сибиряков». В 1998-м году в коллектив ансамбля успешно «вливаются» ученики отделения фольклора и этнографии НОККиИ. В 2004-м году «Радоница» стала творческой мастерской для многих студентов НГПУ, которые учились на факультете культуры и дополнительного образования, а начиная с 2006-го года — и для молодых людей, которые участвовали в фольклорной студии НГИ. «Радоница» является первым в Сибири (и одним и немногих во всей России) коллективом, увлеченным с 1990-го года целенаправленным сбором многих образцов сибирской национальной хореографии. Они бережно сохраняют в своем неизменном репертуаре любимые, записанные и уже выученные участниками этого фольклорно-этнического ансамбля во время большого количества экспедиций — пятнадцать сибирских кадрилей, двадцать пять танцев, разные орнаментальные хороводы, игровые вечерние песни — всего у них сто двенадцать наименований авторской коллекции. Именно поэтому на сегодняшний день все участники коллектива являются творческим «ядром» для молодежного новосибирского клуба российского этнического (народного) танца «Крутуха», который появился в мае 2009-го года в ДК имени Октябрьской революции.

В результате серьезной научной и практической, просветительской и исследовательской работы они заработали много наград и пополнили свой репертуар большим количеством этнического материала. Они обладают собранием (этнографическим описанием) одиннадцати сибирских традиционных игр, которые вошли в «Энциклопедию народной игры и игрушек России»; провели больше трехсот благотворительных вечерков, творческих встреч и выступлений в детских домах, школах, домах милосердия, а также на фестивалях РФС (Российского фольклорного союза). Коллектив организовал вместе с вице-президентом Российского фольклорного союза Асановым В.В. детский фольклорный абонемент «Народный праздник»: каждый месяц проводится бесплатный концерт, который детские фольклорные коллективы Новосибирска и Новосибирской области. Участники ансамбля совместно с В.И. Байтунгановым создали первую в Новосибирске «Школу русской народной культуры» в ДК имени Калинина, она существовала относительно недолго, всего год: с 1992-го года по 1993-й год

Украинский фольклорный ансамбль «Радея»

Украинский фольклорный ансамбль «Радея»

Украинский фольклорный ансамбль «Радея»

Фольклорный ансамбль «Радея» изучает и популяризирует Традиционную славянскую культуру с помощью песен, танцев, игр, обрядов, хороводов и музыки. Основу их программ составляет традиционный русский и украинский фольклор, в их числе и тот материал, который они собрали в частых фольклорных экспедициях. Фольклорный ансамбль «Радея» предлагает людям проведение любого праздника в народном стиле. Они создают и продвигают программы в подлинном народном стиле. Их праздники-действа рассчитаны на абсолютно разную публику, какая аудитория бы не была (детская или взрослая) и какое пространство бы не предоставлялось (сцена, закрытое помещение, открытая площадка, природное окружение) — все получат хорошее настроение и настоящее действо. Они могут участвовать в уже готовой концертной программе или провести собственную праздничную программу. Коллектив принимает участие в праздниках Коляды, Масленицы, Встречи Весны, Пасхи, Троицы, Купала, Празднике сбора урожая (жнива), свадьбе и других современных праздниках (днях рождения, юбилеях и так далее). Люди славянской культуры получают от выступления ансамбля радость от «воспоминаний о себе», от участия в их программах, подъем духа, хорошее настроение, а также ощущение причастности к традициям, гордости за свою страну и за себя, за народ.

Люди других культур получают необычайное изумление от красоты и глубины славянской культуры, знакомства с неизвестным раньше миром, огромное количество положительных впечатлений, ярких воспоминаний и эмоций. Люди, любящие и изучающие славянскую культуру получат от их выступлений более глубокое и чувственное проникновение в мир традиций славян, они проживут это Праздничное Действо обрядов, которые объединяют мир Природы и Человека, Творца и Вселенной. Во время выступления коллектива слушатели переживают положительные чувства: удивление, заряд энергией, восхищение, восторг, любопытство, задор, приятное чувство того, что такое искусство существует и еще много других. Уникальность коллектива заключается в том, что он обладает большим количеством народных русских и украинских песен (больше двухсот), которые они собрали в фольклорных и этнографических экспедициях. Выступление фольклорного ансамбля «Радея» — это прекрасный шанс ознакомиться с удивительным богатством славянской культуры. Звуки народных песен в исполнении ансамбля — это уникальные вибрации, пронизывающие слушателя с самих ног и до головы, они оказывают целебное действо и гармонизируют душу, дух и тело человека.

Каждая программа коллектива является уникальной и индивидуальной. Ансамбль имеет огромный репертуар и большой опыт в проведении программ, благодаря этому коллектив может спокойно импровизировать непосредственно во время проведения праздника. Ансамбль образовался десятого ноября 2004-го года, однако все участницы ансамбля уже давно знали друг друга. Подружило и свело вместе всех участниц участие в студенческом фольклорном коллективе Донецкого национального университета «Дивина», в руководстве которого и по сегодняшний день находится этнический музыковед Елена Витальевна Тюрикова. Именно она привила огромную любовь всем участникам ансамбля к музыкальному фольклору. После того, как они покинули университетский коллектив, девушки снова собрались вместе уже через пару недель, потому что оказалось, что без песни и пения они уже жить не могут. Именно ту дату и стали считать рождением ансамбля «Радея», который поменял не одно место своих репетиций и не сразу же получил такое вот название. Название коллектив придумал себе только с третьего раза, участникам ансамбля нравится, что в названии звучит древнее слово «Ра», что значит «сияние солнечного света, «дея» — означает действие и «я» — означает я. Название вместе расшифровывается как «Я действую под сиянием света Ра, в сиянии света солнца и в сиянии света»…

Коллектив хочет, чтобы его деятельность как фольклорного ансамбля и вообще работа в области изучения фольклора была преумножением светлого начала в жизни каждого человека. Ансамбль изучает бытующий, то есть аутентичный фольклор своей области, ездит в экспедиции, изучает фольклор непосредственно у живых носителей — «бабки». Бабушки очень щедрые, они во многом им помогают. В нынешнем составе коллектива «Радея» участвует шесть человек: Ольга Запальская, Ольга Супрунова, Наталья Дутова, Ольга Мельник, Дмитрий Борисенко и Ирина Борисенко. Все участники обладают разным образованием и разными взглядами на жизнь, но все они очень любят петь вместе, а это дарит им общие цели: выступления, новые мысли и идеи, изучение фольклора.

Фольклорный ансамбль «Истоки»

Фольклорный ансамбль «Истоки»

Фольклорный ансамбль «Истоки»

Фольклорный ансамбль под названием «Истоки» появился в 1978-м году в ДК «Октябрь» в городе Подольск, что находится в Московской области, его создала Бессонова Елена Владимировна. Основная цель деятельности этого творческого коллектива — это воссоздание и освоение культурных традиций своего края. Начиная с 1980-х годов ансамбль начал ездить в частые фольклорные экспедиции по всему Подольскому краю. Творческая деятельность ансамбля все время растет, среди нее есть научно-исследовательская, педагогическая, исполнительская деятельность. Благодаря этому в 1944 году на основе ансамбля создали Центр Традиционной Культуры Южного Подмосковья с названием «Истоки».

За все свои двадцать пять лет работы на сцене и не только, фольклорный ансамбль «Истоки» действительно нашел свой стиль и является настоящим носителем русской культуры в Подмосковье. Как нельзя лучше отображает деятельность Центра его название — «Истоки», ведь цель Центра — возрождение, исследование и поиск всего того прекрасного, чем когда-то владели и умели делать наши предки. В Центре «Истоки» присутствует много разных ансамблей, и все они ведут очень активную фестивальную и концертную деятельность. Не один раз ансамбль становился лауреатом самых крупных международных конкурсов и фестивалей. В 1920-м году он был на Международном фестивале в Италии, город Асколи-Пичено, в 1992-м году ансамбль присутствовал на Международном конкурсе фольклорных ансамблей в Белоруссии с названием «Симон-музыка», также в 1992-м году он был замечен на Международном детском фольклорном фестивале в Румынии, городе Тульче. В 1995-м году коллектив присутствовал на Международном фестивале «Фолк-Арт» в Словении, городе Марибор.

В 1999-м и 2000-м году ансамбль присутствовал на международном фестивале «Золотая осень» в городе Подольске, в 2002-м году они были на Международном фольклорном фестивале «Балтика — 2002» в Литве, городе Вильнюс. Также коллектив был участником Всероссийских фольклорных фестивалей, которые проходили в таких городах как Новосибирск, Омск, Пермь, Вологда, Екатеринбург, Волгоград, Самара, Санкт-Петербург и другие. Кроме своей концертной деятельности «Истоки» еще собирают фольклор в разнообразных фольклорных экспедициях. У них присутствует много научного материала по песенному фольклору, народным обычаям и обрядам Тульской и Московской областей. Реконструировано много обрядов и обычаев народного календаря: Троица, Святочные гуляния, Масленица и много других. Благодаря собранным материалам, рассказам очевидцев, ансамбль полностью восстановил свадебный обряд, который проходил в Тульской области (районы среднего течения Оки). Очень интересными являются: «плачи невесты», «девичьи» песни, песни «до венца», а также «корильные» и «величальные» песни, которые присутствуют в большом количестве, да еще и с полными развернутыми текстами. Достаточно широко представлены и обрядовые песни: «игровые», «проходные», «хороводные», «в луга», «ходовые», «святочные» и «Славление Христа». Опираясь на эти материалы ансамбль, постарался воссоздать все фрагменты обрядов. На данный момент «Истоки» ведут сотрудничество с ведущими организациями России, которые работают в области этнографии и фольклора. Все материалы, которые нашла и собрала экспедиция, подвергаются очень серьезному исследованию, фиксируются, а затем систематизируются и расшифровываются.

Благодаря результатам уже первых экспедиций, содержание работы коллектива «Истоки» очень изменилось. Репертуар ансамбля включает в себя танцы и песни местной традиции. Также изменился внешний вид всех участников коллектива: они восстанавливают и реконструируют традиционную народную одежду своих очень дальних родственников. Также они шьют себе костюмы из тканей, которые очень сильно похожие на прошлые, нижут бисер, вышивают, ткут пояса и изготавливают головные уборы. Благодаря этому и освоению художественных ремесел, участники коллектива действительно создают ансамбль, в котором все так гармонично связано и внешний вид, и песня и танец. То есть ансамбль не занимается воссозданием и возрождением отдельного произведения и вида народного искусства, он возрождает главный его принцип: взаимодействие внешней материальной жизни и внутреннего духовного ее проявления, а также органичность непосредственно самого образа жизни. В Центре «Истоки» занимается больше двух сотен детей. Все они изучают: этнографию, историю русского народного костюма, фольклорное пение, народные инструменты, народный танец, декоративно-прикладное искусство, вышивку. Все занятия происходят на основе и благодаря собранному материалу во время множественных экспедиций. Обучение производят по программе, которую разработали и основали на 20-летнем опыте деятельности «Истоков» в области педагогики. В основе педагогического состава находятся выпускники этого же Центра, в нынешнее время выпускники высших культурологических и педагогических учебных заведений. Центр «Истоки» — это один из организаторов уже традиционного Международного фольклорного фестиваля, который называется «Золотая осень», он проходит в городе Подольске. Символ этого фестиваля — это пшеничный сноп, который украшен по старинному обычаю. Чтобы украсить его съезжается много фольклорных ансамблей со всех концов великой России.

Фольклорный ансамбль «Алтай-Кай»

Фольклорный ансамбль «Алтай-Кай»

Фольклорный ансамбль «Алтай-Кай»

«Алтай-Кай» являются виртуозами горлового пения, которые искусно владеют всеми его стилями, а также разновидностями кая и обычными музыкальными инструментами. Низкие, бархатные звуки карыкыры, неимоверный хоомей и музыкальный сыгыт-сыбыскы, очень натурально переданные звуки природы — журчание ручья, пение птиц, голоса хищников, а еще очень нежное женское горловое пение и просто женское пение, мелодичность комуса, аккордеона и топшура — именно это все и является музыкой «Алтай-Кай». Шуточные наигрыши, танцевальные мелодии и шаманские мистерии сочетаются с традиционными алтайскими песнями о родной Земле, о ее красоте, о богатырях и их прежней Силе, о родном народе. Сказители кайчы являются исполнителями традиционных, священных на Алтае героических сказаний и эпосов. Фольклорный ансамбль «Алтай-Кай» появился на свет в 1977-м году, благодаря Урмату Ынтаеву, и целью этого коллектива сразу стало развитие и сохранение традиционной культуры Алтайской республики.

Фольклорный ансамбль выступает лауреатом международных и всероссийских конкурсов и фестивалей. Он отмечен в «Книге рекордов и достижений Гиннеса» за самое долгое исполнение горлового пения в 2003-м году. Ансамбль обладает золотой медалью, которую выиграл на «Дельфийских играх» в городе Москва в 2000-м году. Также он обладает золотой медалью, которую завоевал на международном фестивале горлового пения, который называется «Дыхание земли», он проходил в городе Улан-Удэ в 2005-м году. Также ансамбль является лауреатом премии имени Г.И. Чороса-Гуркина Алтайской республики. «Алтай-Кай» является членом фольклорного союза всей Российской Федерации, членом международной организации народного творчества IOF ЮНЕСКО. А в 2007-м году фольклорный ансамбль «Алтай-Кай» вошел в состав «WOMEX» — организации Мировой Музыки, которая находится в Испании. Ансамбль имеет очень широкую карту гастрольной деятельности, они ездят: по России, Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, Украине, Монголии, Польше, Чехии, Германии, Австрии, Норвегии, Швейцарии, Финляндии, Турции и Соединенным Штатам Америки. Также коллектив принимал участие в разных телевизионных программах, например, в программе ОРТ «Доброе утро» и в программе «Большая Стирка». А на канале «Независимая планета» показывали прямой эфир с выступлением ансамбля.

Также фольклорный ансамбль «Алтай-Кай» выступал на центральном телевидении Чешской Республики, на протяжении одного с половиной часа, да еще и в прямом эфире. Благодаря организации Урмата Ынтаева, а также самого ансамбля Алтай-Кай прошло три успешных фестиваля горлового пения, которые назывались «Алтын-Тайга», в нем приняли участие много представителей их Хакасии, Республик Тыва, дальнего зарубежья Японии, Соединенных Штатов Америки и Англии. В нынешнее время фольклорный ансамбль занимается усовершенствованием и обновлением репертуара, а также пропагандой горлового алтайского пения и улучшением техники исполнения кая.

Фольклорный ансамбль «Русичи»

Фольклорный ансамбль «Русичи»

Фольклорный ансамбль «Русичи»

«Русичи» является ансамблем народной импровизации и древнерусской музыки, который основан в 1980-м году в качестве студии «Круг», она была при фабрике «Дукат» (руководителем являлся Борис Базуров). Немного позже мужской состав «Круга» образует фольклорный ансамбль «Московские рожечники» — он является прообразом будущего фольклорного ансамбля «Русичи», это название первый раз прозвучало в 1985-м году. С самого первого дня образования ансамбля его постоянным участником и руководителем выступает Виталий Владимирович Галицкий — именно он является автором всех постановок, которые осуществляет ансамбль, мастером, который воссоздал уникальнейшие русские музыкальные инструменты одиннадцатого — пятнадцатого веков.

Этими инструментами сегодня владеют все участники фольклорного ансамбля, среди этих инструментов находятся дудки калюки, гусли, пастушьи трубы, гудки, донские рыли, колесная лира, лютня. В качестве профессионального коллектива ансамбль начал выступать с 1983-го года (тогда они работали в Московской филармонии, а начиная с 1986-года — во Владимирской филармонии). Свою большую известность они завоевали благодаря участию в конкурсе народной песни, который проходил в городе Краснодаре, участию во Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах, который проходил в городе Туле, а также участию в съемках и производстве кинокартины «Русь изначальная». В это самое время на фирме с названием «Мелодия» выходит первый диск, который так и называется «Русичи». В 1991-м году фольклорный ансамбль участвует в Каннском фестивале, он объезжает с большим количеством концертов города Германии, Италии, Франции, Польши, Мальты, Австрии, Кипра и Израиля. И повсюду — и в Соединенных Штатах Америки, и в Европе, и на Родине — Ансамбль встречали как нечто уникальное, то, что является единственным в своем роде, как настоящее явление Русской культуры.

Для участия в процессе съемок фильма «Тихий Дон» величайший русский режиссер Бондарчук Сергей Федорович пригласил никого другого, как «Русичей». Еще один важный этап развития фольклорного ансамбля — это участие в большом количестве драматических постановок Московского театра на Малой Бронной (это период с 1993-го года по 1998 год). В 1998-м году ансамбль стал лауреатом премии, которая носит название «Ангельский глас России». Многолетние изыскания, экспедиции в далекие деревни, изучение древнерусской духовной культуры — именно благодаря этому ансамбль может восстанавливать утраченный кусочек культуры и одаривать своих зрителей и слушателей настоящими шедеврами военных и исторических песен пятнадцатого-девятнадцатого веков, древнерусских баллад и былин, казачьих народных драм, которые основаны на традициях русского народного православного песнопения. Ансамбль издал пару компакт-дисков — «Не посрамим земли Русской», «Русичи», «Вольница», «Уникальная музыка стародавней Руси», «Мы шли, чтобы Родину спасти» и «Бывали дни веселые».

Фольклорный ансамбль «Къырым»

Фольклорный ансамбль «Къырым»

Фольклорный ансамбль «Къырым»

Двадцать шестого декабря две тысячи одиннадцатого года на сцене Крымско-татарского музыкально-драматического академического театра крымско-татарский фольклорный ансамбль с названием «Къырым» представил свою новогоднюю программу. Художественная деятельность этого крымско-татарского фольклорного ансамбля олицетворяет собой многовековые традиции, относящиеся к творчеству народа, к его высочайшей духовной культуре. Коллектив начал свою деятельность в тысяча девятьсот девяностом году в городе Симферополь, директором и художественным руководителем тогда был и сейчас есть заслуженный деятель искусств Республики Татарстан Сервер Какура и Украины. Главная цель фольклорного ансамбля «Къырым» — это возродить, развивать, сохранять и популяризировать национальное, вокальное и хореографическое искусство крымских татар, а главной задачей является воспитание высочайшей нравственности у поколения, которое подрастает. Общая штатная численность фольклорного ансамбля составляет пятьдесят человек, тридцать шесть из них находятся в творческом составе коллектива. Репертуар у этого крымско-татарского ансамбля достаточно богатый и разнообразный.

Выступления ансамбля являются таким ярким зрелищем, все артисты одеты в красочное убранство национальных костюмов. На основе крымско-татарских народных танцев и песен, легенд и сказаний создано множество высокохудожественных вокально-хореографических композиций, например: «Явлукъ», «Дюгюн», «Агъыр ава ве Хайтарма», «Чобан», «Тым-тым» и много других, которые очень четко передают эстетические идеалы и традиции крымских татар. Все участники фольклорного ансамбля по крупицам собирают бесценное музыкальное наследие крымско-татарского народа, общей чертой которого являются большие потери, которые впоследствии привели к большому количеству пробелов, к потере целых эпох. Оркестр ансамбля имеет чудесное звучание, наверное, благодаря тому, что участники используют национальные крымско-татарские инструменты, такие как: уд, даре, чубук-давул, зурна, саз — они передают неповторимый колорит и живописность народной музыки. В репертуаре фольклорного ансамбля «Къырым» есть профессионально представленный жанр, который на сегодняшний день является почти неизученным — это духовное песнопение «иляхи», которое раньше не звучало на эстрадной профессиональной сцене.

Коллектив исполняет уже почти всеми забытые песни, которые имеют великую художественную ценность, их веками создавал народ, при этом вкладывая в них свои самые заветные чувства. Ансамбль исполняет много крымско-татарских песен, таких как: «Ай, къара къыз», «Мени де гъадаман…», «Арабалар гелип де гечер», «Гудин, булутлар», «Ногъай беитлери» и многие другие. Эти песни звучат из уст таких солистов ансамбля, как заслуженная артистка Автономной Республики Крым Асие Сале, Эммина Мустафаева, Юнус Какура и многих других. Работая в ансамбле, известнейшие певцы, заслуженные артисты Автономной Республики Крым Эдие Аблае, Рустем Меметов, Дилявер Османов, а еще ведущий программ и заслуженный артист АРК Ресуль Халли внесли огромный вклад в развитие фольклорного ансамбля «Къырым». Немалую роль в творческом становлении ансамбля также отыграли хореографы — заслуженная артистка Украины Джемиле Османова и артист Мунир Аблаев, заслуженная артистка целого Таджикистана Ремзие Бакал, а также самый первый руководитель фольклорного ансамбля, талантливейшей музыкант, а также заслуженный артист Узбекистана Дилявэр Бекиров. Еще нужно отметить Исмета Заатова, который сегодня является заместителем министра культуры АРК.

Фольклорный ансамбль «Тыва»

Фольклорный ансамбль «Тыва»

Фольклорный ансамбль «Тыва»

Четырнадцатого октября в восемь часов вечера в чайной под названием «Юрта» состоялся прекрасный концерт фольклорного ансамбля «Тыва» — они являются одними из наилучших горловиков Тувы. С самых первых минут существования ансамбля основой его программы является горловое пение в разных техниках (каргыра, сыгыт, борбаннадыр, хоомей, эзенгилеер), когда исполнитель извлекает одновременно два звука или больше. Это самый первый творческий коллектив во всей республике, он образовался в тысяча девятьсот восемьдесят восьмом году, его целью стало возрождение национальной культуры Тувы, его культурной самоидентификации, они хотят сохранить исполнительские традиции горлового пения Тувы, внести большой вклад в эволюцию искусства горлового пения Тувы. Предки тувинцев, которые раньше населяли Туву, отыскали и сохранили искусство горлового пения, все его виды, а также все виды музыкальных инструментариев кочевников. Тува является местом, в котором проживали скифы, сарматы, тюрки, гунны, уйгуры и киргизы. Именно все это присутствует в песнях фольклорного ансамбля «Тыва». Этим как раз и объясняется широчайший диапазон тематики этого коллектива: они исполняют музыку от медиативной созерцательной до пафосной. У ансамбля достаточно разнообразный репертуар, он включает в себя ансамблевое и сольное горловое пения во всех его пяти стилях, инструментальную игру на традиционных инструментах, эпические поэзии, а также тувинские самобытные народные и авторские песни.

Можно сказать, что «Тыва» является фундаментальным, базовым составом, из которого появилось множество «валютных» фолк-групп, таких как «Ят-ха», «Алаш» и «Хуун-хур-ту». Фольклорный ансамбль «Тыва» — это единственных ансамбль, исполняющий горловое пение, который постоянно гастролирует и исполняет хоомей во всех отдаленных уголках Тувы. Этот ансамбль признала публика не только одной Тувы или России, но и множества других стран мира. В две тысячи третьем году коллектив был удостоен Гран-при на музыкальном фестивале «Мелодии Востока» в городе Самарканде, который проводился под патронажем ЮНЕСКО. В две тысячи восьмом году фольклорный ансамбль «Тыва» участвовал в снятии документального фильма о горловом пении в Туве, производством фильма занялась Турецкая национальная телекомпания. Также нужно добавить, что фольклорный ансамбль «Тыва» с огромным успехом гастролировал по городам Бельгии, Германии, Монголии, Швеции и Тайваня. Также ансамбль дал свои концерты в таких странах, как Норвегия, Соединенные Штаты Америки, Япония и еще в большинстве других стран.

Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского

Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского

Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского

Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского является уникальным певческим коллективом, который образовался в тысяча девятьсот семьдесят третьем году в городе Москве при Фольклорной комиссии, так называемого Союза композиторов РСФСР. На протяжении двадцати трех лет коллективом руководил Дмитрий Викторович Покровский (род.-1944 год, умер-1996 год), он являлся лауреатом Государственной премии СССР, председателем Российского отделения международной фольклорной организации ЮНЕСКО. Он первый, и на сегодняшний день единственный человек, который действительно смог объединить профессиональное исполнение фольклора и его научное изучение, современную музыкальную культуру — с традицией народной музыки. За все время своего существования фольклорный ансамбль являлся лабораторией, которой руководил Покровский, она занималась деятельностью, которая направлена на возрождение, сохранение и, конечно же, развитие национального фольклора и российской культуры. Ансамбль содействует эстетическому воспитанию общества, всемирному распространению и популяризации народного творчества, развитию культурных связей между народами, а также пропаганде российской национальной культуры на Западе. Фольклорный ансамбль Покровского занимался сбором и систематизацией фольклорных материалов, разработкой компьютерных программ; он вел огромную научно-исследовательскую и экспедиционную работу.

Сегодня, когда главной задачей является вырабатывание национальной идеологии, развитие фольклора в абсолютно новых условиях социума, — все больше возрастает влияние и роль этого рода деятельности. Репертуар фольклорного ансамбля Покровского насчитывает больше 2 000 народных песен, танцев обрядов и наигрышей; ансамбль собрал ценную коллекции настоящих традиционных народных музыкальных инструментов и костюмов — больше ста шестидесяти единиц хранения: создал огромный архив с видео, аудио и нотными записями талантливых народных исполнителей. Коллективом ансамбля накоплен уникальнейший экспедиционный и теоретический материал, приобретено много сценического опыта. Ансамбль собирал и изучал фольклор, осваивал разные технологии народного пения, работал с серьезными композиторами-современниками — Э. Артемьев, А. Шнитке, В. Дашкевич, С. Губайдуллина, В. Мартынов, А. Батагов, В. Гаврилин, В. Артемов, В. Николаев и другие. Участники ансамбля обладают большим опытом сотрудничества с театрами — они участвовали в постановках А. Васильева, Ю. Любимова, М. Левитина, С. Юрского, К. Гинкаса, И. Райхельгауза, Г. Черняховского, А. Пономарева, Н. Шейко и Л. Додина. Коллектив ансамбля занимался озвучиванием больше тридцати мультфильмов и фильмов, участвовал в съемках Д. Асановой, Н. Михалкова, М. Швейцера, Э. Климова, И. Поволоцкой и С. Таланова. Также ансамбль занимался научно-исследовательской деятельностью — основной круг интересов фольклорного ансамбля не имеет никаких аналогов. Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского является одним из самых значимых вкладов России, который она сделала в музыкальную культуру 2-й половины двадцатого века.

Музыка, которую исполняет Ансамбль Дмитрия Покровского, является очень разной: песни различных традиций и разных стилей русской деревни, среди них: Архангельская, Белгородская, Вологодская, Калужская, Курская, Псковская и Смоленская области, донские, кубанские, некрасовские казаки и другие. Среди духовной музыки — староверческая, церковная православная, песнопения молокан и духоборов. Ансамбль обладает программами, которые посвящены крестьянским праздникам, свадебным обрядам, русскому традиционному театру, народным драмам и так далее. Репертуар коллектива также включает в себя произведения многих классических композиторов, среди них — М. Мусоргский, И. Стравинский, Д. Шостакович, Р. Щедрин. Когда в 1994-и году состоялась премьера «Свадебки» И.Ф.Стравинского в городе Нью-Йорке в зале Бруклинской Музыкальной Академии, которую исполнял ансамбль — это стало подлинной, настоящей сенсацией во всем музыкальном мире. Нетрадиционное вокальное и сценическое исполнение очень сложного новаторского сочинения было подкреплено огромным научным открытием, которое касалось фольклорных корней авангардисткой музыки начала этого века, заставило новым взглядом посмотреть на все творчество И.Ф. Стравинского. Арсенал фольклорного ансамбля Покровского насчитывает 6 дисков, которые были выпущены в СССР, Европе и Соединенных Штатах Америки. Коллектив ансамбля с постоянным успехом гастролировал в родной стране и за рубежом, в частности он побывал в таких странах как США, Австралия, Япония, Канада, Германия, Англия, Швейцария, Австрия, Бельгия, Венгрия, Финляндия, Болгария.

Ансамбль с достоинством представлял Россию на крупнейших международных фестивалях — «Создаем музыку вместе», «Документа — 9», «Вомад», а также на Всемирном экологическом форуме и так далее. Только в Соединенных Штатах фольклорный ансамбль отыграл примерно пять сотен концертов различной направленности. Ансамбль выступал в самых лучших залах страны, проводил разные благотворительные акции, среди них выступления в Национальной Библиотеке Конгресса в Вашингтоне и в Белом Доме, концерт для Далай-ламы в Лос-Анджелесе. Ансамбль давал концерт в честь открытия моста (воздушного) между Аляской и Чукоткой, в рамках международного движения экологов — концерт в Великом каньоне и так далее. Также ансамбль проводил совместные американо-российские предрождественские представления в Вашингтоне, Сан-Франциско, Техасе, Нью-Йорке и Бостоне.

Также фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского принимал участие в американских программах образования в Пенсильвании, Коннектикуте, Аляске, Калифорнии, Колорадо и других штатах. Они знакомили американских школьников с настоящей русской культурой, коллектив ансамбля хотел добиться взаимопонимания и сближения народов этих двух стран. Ансамбль представил западным зрителям русскую традиционную музыку, этим самым сделав ее достоянием всей мировой музыкальной культуры.

Следующая запись:

Предыдущая запись:


Добавь на стену, чтобы не потерять!

30.10.2015 Автор Категория: Звезды С меткой:
Пока комментариев нет


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 + 10 =