Праздники, которые всегда с нами.
Home
 

Капелла для Сикста IV

Капелла, Рим, Италия

По заказу папы римского Сикста IV, за четыре года, с 1473 по 1481 годы, архитектором Джованнино де Дольчи была построена известнейшая капелла Ватикана. Проект был подготовлен Баччио Понтелли.

Над прямоугольным залом Сикстинской капеллы размещен овальный свод, расписанный великолепными фресками. Общий зал разделен мраморной решеткой на две части, авторами которой являются Андреа Бреньо, Джованни Далмата и Мино де Фьезоле. Они также создали кафедру хоров.

Но выдающимся памятником искусства эпохи Итальянского Возрождения эту капеллу, без сомнения, сделали фрески, размещенные на своде и стенах. Вершиной изобразительного искусства этого периода, несомненно, являются фрески кисти Микеланджело, хотя они появились намного позднее фресок других одаренных мастеров. Например, несколько стен, окружающих алтарь, расписаны Лукой Синьорелли, Перуджино, Доменико Гирландайо, Боттичелли, Козимо Росселли и Пинтурикки.

Но непревзойденным шедевром Сикстинская капелла стала именно благодаря стенным росписям Микеланджело. Сила его гения, его видение истории христианства ощущается и поныне.

Перед началом работы Микеланджело, свод был расписан под ночное звездное небо. Художник был призван в Рим папой Юлием II специально для росписи свода капеллы, который раздражал папу. Гениальный художник трудился над своими сюжетами с 1508 по 1512 годы. Он тяготел к монументальным размерам картин и фресок, поэтому вест вест средний пояс свода капеллы расписан девятью сценами из Книги Бытия, в их числе и знаменитейшая фреска Микеланджело «Сотворение Адама».

Фреска Микеланджело «Страшный суд».

Спустя 25 лет, в период с 1536 по 1541 годы, художник продолжил воплощать свои идеи в росписях Капеллы. На алтарной стене Сикстинской капеллы был создан изобразительный шедевр всех времен «Страшный Суд». С целью создания этой фрески пришлось заложить кирпичами два окна и затереть две росписи Перуджино.

В самом центре фрески размещена фигура Христа, с поднятой правой рукой, который уже становится страшным Судьей, осуждая грешников. Фигура Сына Божьего в окружении кающихся грешников также поражает воображение и только повторяет несокрушимого и строгого Судью. В нижнем правом углу фрески, перевозчик душ Харон спасает покаявшихся и сталкивает в преисподнюю грешников, а высоко в небе изображены Ангелы, пытающиеся воскресить мертвых. В ногах Христа разместились Святой Варфоломей, с ножом в руке и показывающий содранную с него кожу, и Святой Лаврентий с железной решеткой на плече, на которой он был сожжен… а вокруг множество святых и грешных мужчин и женщин, пытающихся спастись, и целующихся и ликующих от дарования им милости Божьей в награду за покаяние.

Микеланджело, в лице Святого Варфоломея, изобразил свой собственный облик. К правой стороне тела Иисуса прижалась Дева Мария, покорная и кроткая в день Страшного Суда. В ее облике узнается лицо любимой женщины Микеланджело Виктории Колонны. Фактически, множество женских образов были самим воплощением Виктории.

Папа Павел III, которого почти всегда сопровождал церемониймейстер Бьяджо де Чезена, достаточно часто навещал мастера во время его работы. Когда однажды Павел III спросил Бьяджо, что тот думает о фреске Микеланджело, де Чезена ответил, что написанные фигуры уместнее смотрелись бы в трактире. Тогда художник внес его облик в сюжет своей фрески в образе Миноса. Бьяджо попросил своего покровителя воздействовать на Микеланджело и затереть его изображение, но папа ответил, что он властен только над небесами, а то, что «внизу» — не в его власти.

В 1565 году ватиканский художник Даниеле де Вольтерра попытался «одеть» обнаженные тела на фреске, за что заработал прозвище «исподнишник», но и он не трогал фигуру Миноса.

Современная жизнь Сикстинской капеллы.

Новейшие технологии реставрации старых полотен и фресок позволяют проводить реставрацию гораздо быстрее, чем это было даже несколько десятилетий назад. Не так давно и фрески Сикстинской капеллы были отреставрированы с помощью современнейшей техники, которую предоставила телекомпания Японии.

Реставрация, которая продлилась с 1981 по 1994 год, опровергла расхожее мнение о том, что Микеланджело любил тусклые цвета. Но уже в ходе реставрации стали проявляться настоящие цвета фресок. Закопченные дымом свечей и потускневшие фрески словно обрели вторую жизнь и явили людям настоящего Микеланджело, который любил жизнь и верил в добро. Фрески оказались живыми, яркими, солнечными. Отреставрированные работы гениального мастера приносят людям настоящее наслаждение и восторг его гением.

До настоящего времени в капелле проходят торжественные богослужения. Также здесь проводят Конклав, где собираются кардиналы для избрания нового папы.

Сикстинская капелла закрыта для туристов по воскресеньям и христианским праздникам, но последнее воскресенье каждого месяца вход свободный.

Следующая запись:

Предыдущая запись:


Добавь на стену, чтобы не потерять!

11.04.2015 Автор Категория: Отдых С меткой:
Пока комментариев нет


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − 3 =