Праздники, которые всегда с нами.
Home
 

Насадки

насадки, рыбалка

Каждый, кто хоть раз собирался самостоятельно на рыбалку, знает, что наряду с подготовкой снасти готовится и насадка, то, что на крючке будет предложено рыбе.

Большинство рыб всеядны: питаются как животными, так и растительными организмами. Но тут есть одна заковырка: рыба не всегда ест то, что ей предложат. После зимнего поста перед нерестом и вскорости после него ей подавай пищу животного происхождения. Летом, в жару, многие рыбы переходят на растительную пищу.

Основной, универсальной насадкой повсеместно является земляной червь, особенно ранней весной, летом – в ночное время и под осень, когда рыбе надо нагулять жир, уходя в зимовку.

Сам червь и его разновидности настолько знакомы каждому, что нет нужды останавливаться на его описании. А вот выползка встречал не каждый. И сам я, выкапывая довольно крупных земляных червей, считал их выползками. Но как-то раз, на редко обрабатываемом уголке своего огорода, я выкопал такого червя, что сразу не мог и назвать его: в сжатом состоянии он был сантиметров 15 длины, имел плоский хвост и толщину в мизинец! Окраска у головы более темная, а к хвосту – светлая. Сомнения не было – это настоящий выползок! Я вернул червя на место, откуда выкопал, пусть живет. Да и рыбы такой уже нет, которой можно предложить выползка. Вот разве сомятам…

Ловля на живца.

Живец – это небольшая живая рыбешка, которая наживляется на крючок рыболовом для привлечения и последующей ловли хищных рыб. Очень хорошо для таких целей подходят – плотва, окунь, красноперка, подъязик, карась, уклейка, пескарик, голавлик и др.

Для отлавливания живцов применяют поплавочную удочку или мормышку, если ловят зимой. Пойманного живца тут же снимают осторожно с крючка и кладут в садок, который опущен в воду, чтобы рыбешка не задохнулась.

При выборе живца следует учитывать особенности рыбы, которую вы намереваетесь ловить. Например, сом способен заглатывать довольно крупную рыбу, а судак может заглотить только ту, у которой удлиненное тельце – вьюн, пескарь и т.п.

Многих мелких рыбок для использования в качестве живца достают из воды малявочницей. Если вы живете в большом городе, то проще купить живцов в зоомагазинах. Помните, что при хранении живцов, желательно, чтобы они находились в тени. На рыбалке же лучше всего их хранить в садочке, опущенном в воду. От этого они не теряют своей живости и подвижности и, следовательно, более привлекательны для хищников.

На картошку.

Я приехал в конце лета на карьерное озеро половить карпов. Рыбаков было мало. Уселся, где душа пожелала. Наживил крючки червем, вареной кукурузой и замер в ожидании поклевки. Краешком глаза вижу как сосед слева нет-нет, да и поднимет вверх гнущееся в дугу удилище. У меня же ни гу-гу…

Когда солнце поднялось высоко, сосед свернул снасти и подошел ко мне.

  • Так и не поймал ничего? – спросил незнакомец.
  • Нет, — отвечаю ему я.
  • А на что ловишь?
  • На червя и кукурузу, — говорю.

Сосед порылся в кармане, достал кусочек обваренного картофеля.

  • На вот это, на завтра свари так же, чтоб был немного недоваренным и приезжай. А сейчас сворачивайся: клева до самого вечера не будет.

На следующий день я возвращался с уловом, пойманным на недоваренный картофель.

На былинника.

Люблю ранней весной до разлива рек, когда лед начинает отходить от берегов, половить поплавочной удочкой у самых закраин льда. Порой бывает лов весьма удачным.

В этот раз я приехал на обширный залив Донца, невдалеке от плотины у канала Донец-Донбасс. Лед метра на три отошел от берега, обнаружив чистейшую, как слеза, воду. Хорошо просматривается дно, круто уходящее под воду и там, у закраины льда, только темная синева. Делаю заброс за забросом, меняю глубину, но на моего червя никто не обращает внимания. Подходит мужчина с удочкой, спрашивает позволения стать рядом.

Я вижу, как погружается белая насадка, как из темной синевы навстречу ей выскакивает серебристая брусковатая рыбешка и вот уже подсеченная, извиваясь в воздухе, опускается на руку мужчине. Я заворожено гляжу на процесс ловли: как кадры на киноэкране – опускается насадка, а на ее перехват бросаются несколько рыбешек и вот уже самая шустрая забилась на крючке.

    — На что ловишь?

    — На былинника. – И показывает мне стеклянную баночку с белыми личинками.

Дома ищу, что написано о былиннике и нахожу статью В. Крючкова о том, что личинки зимуют в стеблях сорняка-чернобыльника, откуда их следует извлекать, разрезая стебли по длине ножом.

Где его искать? Спрашивайте у знатоков, и вам покажут чернобыльник.

На крючке – щиповка.

Я сижу на берегах залива одного водохранилища. Через залив, напротив меня на крутолобом берегу сидит старик и ловит окуней. Залив неширок. Старик с напряжением вытаскивает одного за другим крупных окуней. Они тяжело падают на крутой берег – мне даже слышен их глухой удар о землю, — старик изворачивается, хватает рыбу и отправляет в садок. Потом что-то берет из круглого котелка, цепляет на крючок и все повторяется. У меня же, кроме разношерстной «братии» — плотвиц, густерок, окушков с ладонь величиной – ничего нет. И я не выдерживаю:

     — Отец! Если не секрет – на что ловишь?

     — На пискавку.

     — Непонятно…

     — На пис-кав-ку! Рыбешка такая, с двумя иголками возле глаз. Вон в том заливе, — показывает старик за спину рукой, — в жабуринни набрал. Дуже окунь любит пискавку.

Я в уме перевожу слова старика на более понятное мне: в тине на мелководье навыбирал щиповок, обожаемых окунем и теперь с уловом.

Не трудно догадаться из приведенных мною примеров, что червяк не так уж и универсален. Ловят на насекомых и их личинки, на хлеб и каши, на зерна и… Да мало ли на что еще ловят! Кто заинтересуется новыми насадками, взамен червя, тот постоянно будет искать их, спрашивать у более опытных. Рыбаки редко хранят в секрете свои насадки.

На лягушат.

насадки, рыбалка

Лягушку, как наживку, я не применял. Попробовал, однажды, правда, ставить на сома, но сом, почему-то, на нее не брался. Через час бесполезного ожидания поклевки я вынимал удочку и с отвращением снимал с крючка дохлое распухшее животное. А после этого уже не очень тянуло пользоваться такой наживкой. Но совсем недавно, осенью, пришлось вспомнить и о ней.

Я собирался заночевать на берегу Донца, а червей было мало. Рассчитывать на живцов не приходилось: захолодало, и мелочь отошла от берегов на глубину. Стоя на мысу, было видно, как слева текла река, справа – довольно широкий залив. В этом заливе я и обнаружил лягушат. А, была, не была! Быстро наживил лягушонка и пустил по струе. Сильное течение подхватило наживку и вместе с грузом потащило вглубь. Я начал было закреплять звонок, но тут леску так рвануло, что мой звонок, коротко звякнув, далеко шлепнулся в реку. А рука тем временем уже сделала подсечку и вела к берегу упирающуюся рыбину. Голавль. Небольшой, до полукилограмма. Я снова наживил лягушонка, и опять – та же история. Так я поймал семь голавлей, после чего клев прекратился.

На ночь я не остался. Незачем. Но теперь я стал использовать лягушат, как наживку. Особенно осенью. Вот только никак не соберусь привязать к донке еще два крючка, а с одного — кто-то иногда, безнаказанно срывает лягушонка. Не голавль ли?

На рака.

Раков я привез с собой: здесь они, почему-то, выдохли. А я столько наслышался и начитался о ловле рыбы на рака, что захотелось и самому испытать свое счастье.

Места эти мне посоветовали и теперь, после длительного перехода, я оценивающе осматривал одно из них.

Невысокий обрывистый берег круто уходил под воду.

Глубина у берега – метра три, не меньше. Справа коряжина, а слева, вниз по течению, отбойная струя на плесе переходила в небольшой водоворот. Тополя вдоль берега и вездесущий кустарник хорошо меня маскировали.

Конец июля, часа четыре пополудни. Знойная тишь. Заняться было нечем. Донки ставить – было рано, т.к. мелочь меня не интересовала. И все же, решил поставить одну. Для пробы – дно обследовать.

Все сделал по советам: обломал у рака клешни и лапки, облущил немного шейку и наживил его, как червя, с головы до хвоста. Забросил тут же, у берега, под нависшие кусты. Долго втыкал удильник в берег, а потом махнул рукой и привязал леску к тополю: так надежнее! Провисшую часть лески смотал в кольца и уложил на берег.

Я уже уходил, когда моя леска издала какой-то всхлипывающий свист. Мгновенно оборачиваюсь и вижу – рывок! Еще рывок! И обрывок лесы медленно начало прибивать течением к берегу.

В руках и ногах – дрожь, а в голове – звон и мысль: «Эх, дуб-тополь! И зачем ты попался мне на глаза?»

По общему мнению рыбаков, которым я рассказывал о своей неудаче – это был голавль. Его «почерк». Значит, следует ловить и на рака.

Следующая запись:

Предыдущая запись:


Добавь на стену, чтобы не потерять!

02.10.2015 Автор Категория: Охота и рыбалка С меткой:
Пока комментариев нет


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × один =