Праздники, которые всегда с нами.
Home
 

Воспитание детей часть 1

Не учебные проблемы учебной деятельности

Не учебные проблемы учебной деятельности

Не учебные проблемы учебной деятельности

Некоторые проблемы в учебе младшеклассников, проистекают из характера их взаимоотношений с родителями, друзьями или приятелями, с классным руководителем. Учитель, при всей своей доброте к детям, все-таки главным образом, выступает в роли строгого наставника. Он вынужден, по долгу своей работы, выдвигать определенные требования, регулировать правила поведения, пресекать нарушения. Он также является главным арбитром, постоянно оценивающим работу, достижения, а также и поведение детей. Его роль такова, что первоклассник естественным образом, испытывает робость и даже страх перед учителем. По этой причине, некоторые дети становятся чрезмерно стеснительными и скованными, а другие – наоборот, развинченными и неуправляемыми в своем поведении. Хотя ни те, ни другие, не рады своему состоянию, поделать ничего с ним не могут. Таким деткам необходима помощь школьного психолога.

Также требуют особенного внимания ребята, которые не могут наладить отношений со сверстниками в классном коллективе. Чувство одиночества, потерянности и ненужности не способствуют достижениям и успехам в познавательной деятельности. Поэтому так важен тесный эмоциональный контакт родителей со своими первоклассниками – только они порой могут заметить и устранить причину, мешающую реализации интеллектуального потенциала ребенка.

Проблемная ситуация как стимул к творческому подходу

Многие первоклассники, хорошо, казалось бы, адаптировавшиеся в начальный период учебного процесса, к середине учебного года, начинают испытывать неожиданные трудности. Если в сентябре они радостно бежали в школу, с нетерпением ожидая начала занятий, с рвением и удовольствием хватались за выполнение любых упражнений, гордились и хвастались своими оценками, то в этом проявлялась их готовность к новой для них учебной деятельности. Но еще до окончания первого учебного полугодия, у деток постепенно наблюдается затухание интереса к учебе.

Это объясняется тем, что сам процесс обучения первоклашек обычно построен так, что ученики получают новые знания, которые следует механически запомнить и потом применять в подходящих ситуациях. Понятно, что при этом размер поля интеллектуального развития ученика невелик, и творческая самостоятельность в познании нового, существенно ограничена. При таком построении учебных занятий, интерес к содержанию теоретического материала снижается. А в процессе привыкания к новому статусу школьника, у ребенка гаснет первоначальный живой интерес к обучению. Так, в результате, часто приходит апатия на смену былой радости учения. Наиболее действенный метод борьбы с этим явлением – использование творческих индивидуальных заданий.

Классный руководитель в начальной школе

Классный руководитель в начальной школе

Индивидуальный подход, как основа успеха

Классный руководитель в начальной школе – фигура ключевая. От его профессиональных и личных достоинств зависит многое в судьбе ребенка.

Опытные учителя предъявляют ко всем своим первоклашкам одинаковые требования, однако при этом, внимательно следят за индивидуальными проявлениями характера и способностей детей. Это дает возможность увидеть за внешним фасадом их поведения, подлинные эмоционально-психологические качества. На основе специального глубокого изучения личностных особенностей каждого ребенка можно выбрать эффективный метод воздействия на них, чтобы постепенно воспитать у каждого  первоклассника привычку спокойного поведения во время уроков, соблюдения общего для всех темпа освоения учебного материала, делового отношения к учебе и конструктивной реакции на замечания учителя. В конечном итоге, индивидуальный подход, формирует доверительное отношение детей к учителю и правильную реакцию на его действия.

Отношения в детском коллективе складываются нормально, если учитель выдвигает одинаковые требования ко всем ребятам, когда слабых учеников он поощряет за терпение и старание, а сильных может даже пожурить за лишнюю самоуверенность в отношении к учебе.

Младший школьник в семье и школе

Младший школьник в семье и школе

Младший школьник в семье и школе — маленький диктатор или равноправный сотрудник?

С поступлением в первый класс, положение детей в семье меняется. У ребенка появляются совершенно новые обязанности, а также новые права (школьнику отводится особое место для выполнения  домашних заданий, домашние считаются с его режимом дня). Обычно, в большинстве семей новые права и обязанности ребенка воспринимаются с полным уважением и вниманием. Однако, бывает, что ребенок, понимая свое новое положение, ощущая сочувствие старших и видя их готовность немедленно удовлетворить малейшие потребности новоиспеченного работника умственного труда, начинает узурпировать всласть в семье. Первоклассник иногда пробует диктовать семье новый уклад жизни, в центре которого будет находиться его драгоценная персона.

Поэтому, удовлетворяя, безусловно, важные запросы младшего школьника, нужно акцентировать его внимание на не меньшей важности потребностей других членов семьи. В классном коллективе, учитель поощряет совместную деятельность и дружбу детей. Надо сказать, в этом возрасте дружба  складывается стихийно, даже не по общности интересов, а чаще всего, по сходству внешних условий жизни (к примеру, ребята живут в соседних домах, сидят за соседней партой) и т.д. Главная цель воспитательной работы заключается, в этот период, в формировании чувства причастности к коллективу класса.

Потеря интереса к учебе

Потеря интереса к учебе

Потеря интереса к учебе – катастрофа или закономерность?

До начала школьного периода, ребенок тоже постоянно учится. Усвоение новых  знаний происходит в процессе постоянного общения с родителями, старшими братьями и сестрами, в процессе игр со сверстниками, при чтении книг, просмотре познавательных передач.

Когда ребенок попадает в школу, условия учебной деятельности приобретают упорядоченность, но в начале школьного обучения, очень опасно требовать от детей простого запоминания и зазубривания тех или иных сведений, без должного понимания условий применения этих новых понятий. Безусловно, первоклассники могут прочно запомнить многие факты на основе своей яркой образной фантазии. Так будет достигнут внешний эффект учения. Но ребенок, который не приучен размышлять, раздумывать, применять новые знания, быстро потеряет интерес к учебе. Вместе с ощущением новизны школьной жизни уйдет и радость процесса учения.

Поэтому, важно понимать, какие процессы происходят в психике младшего школьника, что он уже не несмышленый малыш, способный лишь впитывать знание как губка. Психологическим приобретением этого возрастного периода становится формирование воли, контроля, саморефлексии, освоение приемов рационального действия и мышления.

Особенности учебной деятельности

Ребенок приходит в школу, зная, что учение будет его основной «работой» в этот период. Поначалу у него вызывает интерес освоение новых социальных ролей, усвоение новых правил, и учебная деятельность ему интересна также своей новизной. Постепенно, ежедневное хождение в школу превращается в обыденное занятие, и только если в ребенке пробудился интерес непосредственно к учебной работе, сформировалась тяга к научному знанию, у него закрепляется однозначно положительное отношение к учебе. Поэтому, особенное значение, для работы педагога, имеет вопрос об особенностях построения отдельных компонентов учебной деятельности.

Содержание учебной деятельности младшеклассников включает в себя: усвоение научных понятий, определений, основных законов науки, а также общих методов решения практических задач, опирающихся на знание научных законов.

Во всех других видах деятельности, получение и усвоение новых знаний,  выступает лишь в качестве их побочного продукта. Так, в процессе игры, ребенок старается лучше выполнить какое-то действие, или сыграть выбранную роль. При этом, овладение правилами поведения, только сопутствует удовлетворению основной потребности — стремления играть.

И только учебная деятельность, как усвоение научных знаний, овладение соответствующими умениями —  выступает основной целью и главным результатом деятельности.

Усвоение младшими школьниками правил поведения

Морально-нравственное воспитание детей начинается  еще задолго до поступления в школу. Но только в школе они сталкиваются с такой четкой, регламентированной и развернутой системой требований морали, соблюдение которых постоянно и целенаправленно контролируется взрослыми. Первоклассникам объясняется широкий свод норм правильного поведения. Эти правила регулируют взаимоотношения школьников с учителем, с другими взрослыми, с одноклассниками. И не только на уроках, но и во время пребывания в любых других местах: на улице, на проезжей части, на спортивной площадке.

Дети шести-семи лет, уже психологически подготовлены к отчетливому пониманию значения этих норм и правил. Также они готовы  к повседневному соблюдению и выполнению этих требований. Однако, часто случается, что эта готовность не используется учителем и родителями своевременно. Отсутствие контроля, вызывает у детей ощущение того, что моральные нормы и правила носят лишь формальный характер. Что выполнять их нужно только под влиянием боязни наказания.

Поэтому в младшем школьном возрасте, так важна правильная и последовательная реакция взрослых на поведение детей.

Взаимоотношения младших школьников

Взаимоотношения младших школьников

Взаимоотношения младших школьников

В процессе адаптации к совместной деятельности, в новом коллективе устанавливаются определенные взаимоотношения. Постепенно у большинства первоклассников проходит робость, они перестают чувствовать себя смущенными и неловкими. Дети начинают присматриваться к другим ребятам, их поведению и внешнему виду, устанавливают новые контакты с одноклассниками. В процессе установления новых знакомств, определяют общие симпатии или сходные интересы. При установлении новых контактов с другими детьми, каждый школьник проявляет свои настоящие черты характера и личные особенности.

Дружба в этот период носит поверхностный характер, поскольку основана бывает на сходстве внешних жизненных условий и случайных совпадений интересов (например, ученики сидят за одной партой, любят смотреть одинаковые фильмы, играют в одинаковые игры, живут в соседних подъездах и т.п.). Сознание детей в этом возрасте еще не достигло того уровня, когда мнение сверстников служит главным критерием оценки себя. В этот период, дети уже с большим интересом реагируют на оценку, которую им дают одноклассники, но мнение взрослого все еще является наиболее существенным и важным. В случае конфликта обиженный малыш обращается к учителю, а обидчик, обычно воспринимает такое обращение как должное, и ждет порицания, поскольку учитель сейчас для всех выступает главным нравственным арбитром.

Главные особенности учебной деятельности

Важно знать, что учебная деятельность складывается из определенных компонентов. Этими компонентами являются: а) задачи, б) действия, в) контроль, г) оценка.

Учебные задачи – то, что дети должны усвоить или научиться делать.  Конкретно-практические учебные  задачи имеют понятное для детей жизненное содержание и их решение приводит к таким же понятным и значимым для учеников результатам. Пример: письмо под диктовку (требуется правильность написания слов), решение арифметической задачи (требуются правильные расчеты), выполнение поделок из картона (понадобились коробочки для подарков к Новому году).

Учебные действия – операции, посредством которых дети усваивают образцы способов решения практических задач и главные приемы условий их применения. Учебные действия выполняются как в уме, так и в предметном плане. Умение строить графические схемы, словесно-описательные схемы и модели, объемные предметные модели – это все виды учебных действий

Контроль и оценка – обязательные этапы учебной деятельности, без которых она теряет для ребенка всякий смысл. Контроль взрослого и оценка являются главными мотиваторами на данном этапе.

 

Как формируется грамотность

Как формируется грамотность

Как формируется грамотность

Некоторые учебные действия, которые предстоит освоить малышам в школе, являются общими для усвоения любого материала, некоторые годятся только для работы с понятиями определенного учебного предмета, а некоторые – нужны только для воспроизведения отдельных частных случаев.

В специальных психологических исследованиях было установлено, что для качественного усвоения отдельных грамматических понятий, младшим школьникам необходимо выполнить несколько последовательных учебных действий. К примеру: а) изменить исходное слово, получив в результате его вариантные формы, б) сравнить значения исходного слова и полученных новых слов, в) сопоставить формы слова, выделить морфемы, г) выявить функциональное значение морфем и т.д.

На начальных этапах процесса изучения грамматики родного языка, особенно важными являются действия изменения слова и сравнения полученных результатов, которые позволяют детям выявить соотношение между значением слова и его формой. Если школьники не овладеют этими необходимыми учебными действиями, они в дальнейшем попросту не смогут сознательно выделить, а затем проанализировать данное отношение и его главные свойства.

Развитие мышления в начальной школе

Интересно, что в развитии мышления детей, в начальной школе, присутствуют две основные стадии. Первая из них, которая совпадает с периодом обучения в первом-втором классах, характеризуется конкретностью и образностью, чем значительно сходна с развитием мышления дошкольников. Изучение и анализ материала происходит, по преимуществу, в плане наглядно-действенном. Ученики опираются в мышлении на реальные предметы или их изображения (такой вид анализа, еще иногда называют чувственным или практически-действенным).

На базе систематической, постоянной учебной деятельности, к концу второго класса характер мышления детей меняется.

Наступает вторая стадия развития мышления школьников – оно становится абстрактным. Еще в первых классах учитель постоянно концентрирует внимание детей на связях, которые имеются между отдельными элементами сведений, которые они получают. А в третьем классе, детки уже овладевают понятием о родовидовых соотношениях между отдельными признаками изучаемых понятий – классификацией. То есть во втором периоде развития мышления, ребенок уже усваивает, что кошка – это не просто пушистый домашний зверек. Кошка – это имя существительное, женского рода.

Почему важно соблюдать последовательность выполнения учебных действий?

Чрезвычайно важно, чтобы младшие школьники овладели в процессе начального обучения привычкой выполнять требуемые учебные действия. Ведь очень часто можно стать свидетелем случаев, когда ученики пытаются усвоить учебный материал, опираясь на предметно-наглядные представления об описываемых явлениях, или буквальное запоминание текста (зазубривание). На первом этапе школьного обучения деткам так учиться гораздо легче, чем пытаться выполнить требования учителя по развернутому выполнению необходимых учебных действий. Тут и слова непонятные встречаются: надо сгруппировать материал по смыслу, выделить опорные главные пункты. И хотя достижение результата возможно без выполнения требуемых учебных действий, важным  в процессе контроля становится именно соблюдение необходимой последовательности в выполнении задания. Вот почему для малыша важно не только дословное запоминание текста, но и анализ его содержания. Вот зачем требуется отвечать на вопросы к тексту, приведенному в учебнике.

Эти операции развивают творческое, абстрактное мышление ребенка. Поэтому родителям стоит обратить внимание на то, каким именно образом их чадо выполняет домашние задания.

Выполнение домашних заданий

Выполнение домашних заданий

Особенности контроля

Качественная работа на уроке в школе, да и при выполнении домашних заданий, требует от ребенка умения выполнять важный тип действия — действие контроля.

Родителям следует знать, что ребенок должен уметь соотносить свои учебные действия с их результатами, а результаты с данными образцами и связывать качество полученных результатов с уровнем выполнения учебных действий. Благодаря такому самоконтролю, ученик может сознательно устанавливать зависимость между некачественным или очень плохим результатом попытки воспроизведения образца и ошибками в собственных учебных действиях. То есть, проще говоря, благодаря функции контроля, ребенок сам может сравнить результат своей работы с данным образцом, оценить его качество и понять, какие ошибки в учебных действиях привели к плохому результату. Так он учится анализировать свои действия и исправлять свои ошибки, доводить результаты своей работы до требуемой нормы. Если первоначально основную роль в  организации контролирующих действий играет учитель, то к концу периода начальной школы, дети сами приобретают способность контролировать результаты своей деятельности. Необходимость самоконтроля и его методы объясняются учителем.

Виды контроля в учебной деятельности

Виды контроля в учебной деятельности малышей многообразны. Самыми главными являются две такие его формы, как контроль в процессе анализа результатов выполненного действия, и контроль на основе предположительного результата действия, которое было выполнено в уме.

Чтобы было понятнее, разъясним на конкретном примере. Итак, ученица написала какую-либо букву. Учительница расчленяет написанную букву на отдельные элементы, показывает девочке расхождение некоторых элементов с имеющимся образцом: «Посмотри, вот эта часть недостаточно скруглена». Важно, чтобы учительница  соотносила расхождение результатов с недостатками в выполнении учебных действий «Видишь, в этом месте, ты не отступила от линии, а вот здесь пропустила точку поворота».

Такая же работа, на начальном этапе, постоянно должна проводиться и на всех остальных уроках. Главным в этом процессе является то, что во всех случаях ошибок, учительница подводит детей к тому, чтобы они овладевали основным правилом расчленения готовых результатов действий на отдельные элементы и учились соотносить полученный результат, как с образцом, так и со своими особенностями выполнения действий.

Также важно, чтобы у ребят формировалось умение заранее представлять последующие результаты своих действий, выполняемых «в уме». В таком случае, к минимуму сводятся ошибки выполнения письменных заданий. Как говорят: семь раз отмерь!

Особенность действия оценки

Контроль в учебе младших школьников тесно связан с оценкой.

Оценка отражает соответствие или несоответствие результата работы малыша требованиям учителя. На первых порах отметка для учеников чрезвычайно важна сама по себе. Они не умеют соотносить ее с результатом своих стараний, а скорее по оценке склонны делать вывод, что учитель их любит или не любит. Лишь со временем, постепенно у детей формируется понимание того, что оценка – это результат контроля правильности выполнения учебных задач. И это должны объяснить своему ребенку родители, чтобы избежать лишних обид.

Уже к концу первого школьного полугодия дети начнут понимать, что такое контроль и как они сами могут контролировать результаты своей деятельности, их соответствие образцам.

Оценку поначалу всегда ставит учитель. По мере развития у детей способности к контролю, оценку можно ставить на основе коллективного обсуждения  результатов работы. От оценок учителя в начальной школе полностью зависит вся организация учебной работы. Когда ставится положительная оценка, это означает, что данная учебная задача полностью выполнена и можно переходить к подаче другого материала, и наоборот, плохая отметка – повод вернуться к разбору неусвоенного материала.

Опять двойка?!

Опять двойка?!

Опять двойка?!

Отметка – главная награда малыша за его усилия и старания! Отметка для учителя – это информация о степени усвоения школьного материала и уровня решаемых учебных задач.

Для маленького ученика же — это не только оценка его практических навыков и умений, это — оценка его личности в целом. Если у него двойка – он плохой. Если у него высший бал – он не просто умный, он – самый лучший в этом мире! Такая эмоциональная зависимость маленьких школьников от отметок может нанести вред. Положительные отметки стимулируют к новым достижениям, поддерживают общий эмоциональный настрой на учебную деятельность, а отрицательные – наоборот, могут  заставить ребенка потерять всяческий интерес к учебе и вызвать обиду. Бывает, что первоклассник, получив плохую отметку, расстраивается не из-за того, что он не справился с заданием, а из-за того, что учительница, по его представлению, «его не любит», ему кажется, что если бы он был учителем – он никогда бы не поставил плохой отметки любимому существу. Поэтому так важно разъяснение маленьким школьникам значения и правил выставления школьных отметок.

Младшие школьники со временем научатся самостоятельно определять свое умение или неумение решать задачи или выполнять другие действия и понимают, какие условия необходимо выполнить для того, чтоб заслужить положительную отметку.

Нужны ли оценки первоклашкам?

Бывшие советские школьники очень удивились, когда узнали, что их детям в первом классе не ставят оценок. Старшее поколение на всю жизнь запомнило свои первые двойки и пятерки. С тех пор в педагогике и психологии велись разносторонние исследования значения оценок и их влияния на учебную деятельность и психологическое состояние детей.

И в конечном итоге, ученые и педагоги-практики, пришли к выводу, что в период адаптации ребенка к школьной обстановке, новым правилам поведения и вхождения в новую социальную роль, оценка может сильно помешать нормальному протеканию этого процесса. Особенность положения первоклассника состоит в том, что он пока еще физически и психологически только дозревает до состояния школьника. Ему предстоит очень много узнать о школьном мире, прежде, чем он начнет заниматься собственно учением. Оценка – положительная или отрицательная, в этот период, является сильным потрясением для детей, потому что они ассоциируют ее с приятием своей личности другими людьми. Поэтому, в первом полугодии в тетрадках первоклашек учитель выводит солнышки, а не грозные цифры. Дабы не затормозить процесс вхождения малыша в новую социальную роль.

Воспитание младших школьников

Воспитание младших школьников

Воспитание младших школьников

На протяжении всего периода младшего школьного возраста, у детей наблюдается изменение отношения к обучению. Если изначально они стремятся к нему как к полезной и интересной деятельности вообще, то позже их начинают привлекать отдельные элементы учебной работы. Потом, они начинают уже самостоятельно превращать конкретно-практические задания в учебно-теоретические, таким образом, проявляется их интерес к внутреннему содержанию обучения.

Обучение в школе не становится главным смыслом жизни первоклассника. Дети все еще продолжают играть в игры, но игры эти становятся принципиально новыми, в них большое значение придается соблюдению правил, вербализации действия, игры становятся более абстрактными и не требуют как раньше, специального оснащения.

В этом возрасте дети приучаются к самостоятельности и самообслуживанию. Самостоятельное выполнение простых гигиенических процедур, умение следить за порядком в своем портфеле, на рабочем столе, соблюдение режима дня, воспитывают в малышах волю, умение прилагать целенаправленные усилия, приучают к трудолюбию и усидчивости.

Как приучить малыша к самообслуживанию

Как приучить малыша к самообслуживанию

Как приучить малыша к самообслуживанию

Некоторые родители, а чаще бабушки, стремятся максимально облегчить участь младшего школьника, потому что он кажется еще совсем маленьким, беспомощным и не зрелым. Однако мелочная опека в этом возрасте не только не помогает ребенку адаптироваться к школе, но и существенно вредит его становлению в новой роли.

К элементарному самообслуживанию дети должны приучаться еще с дошкольных лет. А закрепление навыков и развитие привычки быть самостоятельным в младших классах помогает формировать у детей ровное поведение, способность к усидчивости, напряжению воли.

И в школе и в семье, важно создавать условия, в которых ребенок сможет полноценно исполнять свои обязанности и применять навыки самообслуживания. К примеру, все дети понимают, что в школу нужно приходить чистым и опрятным, поэтому нужно создать ребенку условия, чтобы он по силам смог сам привести в порядок свои вещи. В классе, по этой же причине, следует регулярно задавать давать такие задания, которые помогут им проявить свои бытовые умения (подмести пол, полить цветы и т.д.), и конечно же, все, что ребенок делает, подлежит контролю и оценке со стороны взрослых. Все усилия должны быть вознаграждены одобрением и поддержкой взрослого.

Воспитательное значение самообслуживания

Некоторые родители возмущаются, когда их детей приобщают в школе к разным видам легких общественно полезных работ. Тут важно понять, что когда ребенку поручается уход за цветами на школьном подоконнике, это не эксплуатация, а попытка развития у ребенка ответственности, совершения простых самостоятельных действий и умения доводить дело до конца.

Малыши в этот период, хоть и надевают школьную форму, внутренне еще очень похожи на дошкольников. Им свойственна импульсивность и неумение планировать действия.

А такое простое задание, как полить цветы – для малыша повод задуматься и спланировать целый ряд действий. Не удивляйтесь, на этом поприще, поначалу, его вполне может постичь неудача. Посудите сами: малышу необходимо определить, какие цветы нуждаются в поливе, подобрать емкость для воды, набрать воду (пред этим сообразить, где ее можно раздобыть), донести емкость с водой в класс, полить цветок и при этом не разлить воду вокруг. Взрослым гораздо легче и проще все это сделать самим, но лишая малышей возможности действовать самостоятельно и при этом добиваться результатов и положительной оценки старшего, мы препятствуем формированию психической функции самоконтроля и важных нравственных качеств ребенка.

Следующая запись:

Предыдущая запись:


Добавь на стену, чтобы не потерять!

29.10.2015 Автор Категория: Ребенок С меткой:
Пока комментариев нет


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девять − 2 =